Раньше считалось, что должника нельзя оставить ни с чем в угоду кредиторам – долги долгами, а право на жилище – превыше всего (статья 446 ГПК РФ). Но Конституционный Суд уже неоднократно высказался о том, что статус единственного жилья не является безусловным препятствием для его продажи с торгов в интересах кредиторов (Постановления от 14.05.2012 № 11-П, от 26.04.2021 № 15-П).
Даже несмотря на то, что законодатель так и не предусмотрел возможность выселения граждан из единственного жилья за долги, Конституционный суд настаивает на том, чтобы отдать приоритет интересам кредиторов, а не праву на жилище. Следуя таким своеобразным конституционным ценностям, Конституционный Суд разрешил судам лишать граждан единственного жилья даже до внесения соответствующих изменений в законодательство. И судебная практика уже начала складываться в пользу кредиторов.
Но не все так однозначно. Если доверить свои права профессионалам, то, безусловно, можно найти решение даже в крайне сложной ситуации.
Прежде всего стоит подробнее разобраться в разъяснениях Конституционного Суда. Именно они в данном случае выполняют роль законодательных предписаний, пока Государственная Дума так и не придумала способ найти баланс между интересами кредиторов и правом должника на жилище.
Также важно учитывать актуальную практику судов по применению соответствующих позиций. Верховный Суд обратил внимание на необходимость учета поведения должника. Если он незадолго до банкротства или даже в процессе банкротства физического лица умышленно создал статус единственного жилья для своего роскошного дома, чтобы его «увести» из-под взыскания, это может сыграть не в его пользу (Определение Верховного Суда от 07.10.2021 № 304-ЭС21-9542). Но если должник вел себя добросовестно и не создавал препятствий для удовлетворения интересов кредиторов за счет имеющегося имущества, помимо единственного жилья, суд с большей вероятностью встанет на сторону должника (Определение Верховного Суда от 26.06.2021 № 303-ЭС20-18761).